Миллионы не могут ошибаться.
Красота и уродство - последний на данный момент альбом модного рэпера Оксимирона (Переучет не в счёт). Долгожданная пластинка от вечного, здорово прогревшего своё детище сначала дропом микстейпа, здорово подорвавшим тогда ожидания оксифанам (да и мне в том числе), а после какими-то приколами со СберЗвуком и прочей канителью, которая неплохо вызывала интерес даже не у самых заинтересованных в личности еврея, а у и так очарованных лишь завышала и без того завышенные ожидания от первой за долгие годы пластинки. И как же грустно спустя вот уже почти три года после релиза слушать те же песни, которые тогда с горящими глазами ждал в нули, те же песни, ожидая которые Рифмабес сошёл с ума. Стоили ли они того? Конечно нет.
Алишер очень любил в годы своей активности заявлять, что он «гениальный маркетолог». Забавно, но дропни Моргенштерн какую-нибудь темку, которую оправдать даже он не сможет постиронией или угаром (например, кавер на гимн России, залитый на площадки) и его аудитория поредеет быстрее, чем количество учащихся на моём направлении после сессии. Однако кому это уже точно не грозит, так это Оксу. Лысый хоть завтра может дропнуть кавер-альбом на Россия34 и всё равно найдётся большой пласт его аудитории, оправдывающий этот мув "гениальностью" и классическим "да вы просто не поняли)". Вот это я называю сильный маркетинг. Уже давно творчество Мирона вывозит не самим творчеством, а его огромным эго и ореолом интеллектуальности, что покрывает его твиттер и страницы его песен на гениусе. Однако стоит взглянуть на модные и нагруженные, как школьники домашкой, смыслом тречки в отрыве от имени Оксимирона и они не то что теряют в качестве, они теряются в страхе.
Конечно, сегодня скорее модно хаять Яновича, нежели хвалить. У каждого второго современного рэперка найдутся строчки/высказывания насчёт когда-то культовой в рэп игре личности. Однако я не согласен с большинством из них, ведь их основная претензия - "заумность". Заумность. Мол, слишком много смысла в его рэпе и делать ему в пору попроще. Хорошо. Насколько много смысла в следующих строчках:
"Хор свыше
Под питчем
Мёртв Ницше
Бог дышит
Чёрт брешет
Контора пишет
Нон-фикшн
OG shit
Мой слог движет
Сквозь смог рикшей"
ЧТО ЭТО? Оксимирон может был болен одержимостью панчами на рассвете своей карьеры, на каких-то треках он заболевает и смыслом, но большую часть своей жизни он был болен РИФМАМИ. Янович помешался на них и сошёл с ума, это можно отследить с ранних треков тогда ещё МС Мифа и сейчас, казалось бы, гениального артиста МС Оксимирона. Меня просто смешат заявления о смысловой нагрузке и большой культурной ценности стихов Окса, когда в 90% случаев это какие-то рандомные строчки склеенные между собой чоткой рифмой и аллитерацией. Даже если брать самый значимый альбом лысого - Горгород - где-то 20-30% текста посвящены переживанию героя, строению мира и продвижению сюжета - в общем, всему тому, чему и должна быть посвящена хорошая литература. Остальные 70-80 это всё та же знакомая, неадекватная нарифмовка на хорошо стыкующиеся между собой слова в погоне угомонить внутреннего демона, который умрёт если Мирон начнёт делать нормальные, хорошие треки, но без этих перечислений рандомных явлений с очень плотной рифмовочкой.
"Сперва добейся", - комментарий какого-то чела на Ютубе под каким-то видосом.
Чего нельзя отнять у Окси - звучание. Да, оксимирон тайп бит звучит как что-то под что модные рэперки пишутся в аду в качестве наказания на первом кругу ада. Но он есть и это уже дорогого стоит. Лысый умеет и приятно, и агрессивно навалить на бит, и эту подачу нельзя спутать ни с кем из текущих артистов (даже Эм уже сдвинулся чутка в другую стезю в последние годы). На тех редких треках, которые я считаю удачными с альбика (Грязь, Эминем, Улет) он звучит аутентично биту и органично тексту. Я могу за многое ругать старого, но я не смогу его упрекнуть в том, что я ему не верю. Я верю в то, что он читает. И для меня проблема как раз-таки кроется в том, о чём он говорит.
"Если все с крыши прыгнут, то ты тоже?", - моя мама.
В чём-то я не понимаю лысого. С одной стороны, на альбоме проскальзывают и удачные строчки: панчики про швейцарские часы и счета, министра культуры, забавные строчки про рифмы и панчи и "не понимаешь, просто я читаю вайбово", просто нравятся по мысли лично мне и строчки типа "нигде так не одиноко, как на сцене стадиона". При этом в тех редких строчках, где прослеживается мысль и мнение автора, часто можно найти какую-то несуразицу или очередное воспаление биполярки. Например:
Во всём альбоме прослеживается очевидная неприязнь к новому поколению рэпа. То и дело проскакивают разной удачности претензии в сторону новой школы рэперов, мол всё вернулось в эпоху падиков 2000-ых, без автотюна их тексты звучат уже не так круто и так далее. Как по мне, очевидно, что Оксимирону не нравится направление, в котором сейчас движется жанр, в котором идёт упор на звучание и угар, а текстоцентричность уходит на второй план, что поэта такой величины сильно расстраивает.
Тем не менее, уже в треке Грязь он заявляет:
"«Игра пошла не туда куда-то» — так вам говорят полтора фаната"
Круто. Я всегда знал, что он любит говорить о себе в третьем лице, это не ново. Но почему полтора-то? Почему вообще сначала он сам высказывает жалобы на нынешнее состояние рэп-индустрии, а по итогу журит тех, кто так же недоволен, как и он? У него нашёлся ответ. Он звучит так:
"Stop it, старая гвардия хип-хапа: I love it when you call me Big Poppa"
Что это. Не знаю, но это круто. Сильно. Базару нет. Прикольно по рифмам, ужасно по мысли. И так со всем альбомом. Это меня расстраивает, ведь на нём есть относительно других достаточно удачные тречки, которые я упоминал выше, но они просто теряются на фоне всего этого рифмаблуда.
"Он победил, а его не поняли".
Но давайте не будем забывать, что альбом ещё и концептуальный - конечно же, иначе с пластинками самого умного в игре и не может быть. "Четыре грани - спец, дитя, хаос и тень" как бы делят 22 (почему не 24) трека на четыре части - в одной, по заявлению автора, больше проявляется его техничность, его заострённость именно над формой, нежели содержанием песен. В другой больше идёт детское - обиды на себя, комплексы и всё то живое, что мы стараемся держать в себе на людях. Хаос - безумная часть Яныча, где в полной мере проявляется его творческое метание и им же излюбленная "биполярочка". Последняя - тень - всё тёмное, всё мрачное, тоскливое и унылое, что несёт в себе душа носившего рюкзак 7 классов подряд артиста, вылазит наружу именно в этой части. И если рассматривать альбом именно с этой точки зрения, то он... разочаровывает. Сравнивая тексты из, казалось бы, разных граней артиста, ловишь себя на мысли – а где разница? Ряльно соответствуют концепции редкие треки вроде Лифта, Улет или Эминем, большинство же – это просто Мирон под разные биты. Большинство треков это уже затайпленное перечисление абстрактных явлений, в которые вставлен неймдропинг, разбавленный мощнейшей рифмовкой. И в чем тогда проявляется «концептуальность» пластинки, если дитя выражает мысли в хаосе из-под тени спеца?..
"Время расставит всё на свои места", - Фёдор Бондарчук.
Что мы имеем по итогу? Очень странный, отвратительно сведённый (что особенно руинит треки типа "Партизанское радио" с залётами на поп музыку типа конца нулевых-начала десятых), а в случае 90% треков вовсе неслушабельный и не стоящий того альбом. Наверное, самая переоценённая пластинка в русском рэпе, которая показывает всю суть нынешней индустрии. Оксимирон поднялся в начале своей карьеры своей претенциозностью, революционностью и непринятием больших, статусных имён. А по итогу стал воплощением всего негативного, что собой несёт большое, статусное имя.
06.12.2024