А точнее - грязищу лютую.
Альбом получился весьма сочным. Треки, находящиеся на границе рэпа и треп-металла, производят мощное впечатление, особенно при первом прослушивании. Однако, когда начинаешь крутить его на повторе (как, например, делал я для написания этой рецензии), выявляются некоторые моменты, которые не позволяют поставить максимальную оценку по всем основным критериям.
На альбоме есть несколько треков, которые, особенно при повторном прослушивании, портят общее впечатление. Кроме того, у треп-металла как жанра есть родовая проблема, с которой, как мне показалось, Сиду не всегда удавалось справиться в процессе реализации треков.
В дальнейшем я рассмотрю самый лучший и самый спорный трек альбома (спойлер: спорных будет два), а в конце подведу итоги по каждому критерию оценки.
Лучший трек альбома – «SILK ROAD FREESTYLE».
В рамках всего альбома и этого трека в частности, самым очевидным критерием всегда были «Рифмы и образы» – 9/10.
Оценка здесь проста: невероятная игра слов, плотная рифмовка и стильные раскладки на протяжении всего трека делают его обязательным для прослушивания с открытым текстом. Единственная причина, по которой я не ставлю 10, – это моё личное восприятие критерия.
Хотя этот момент можно оправдать «спецификой жанра», я считаю, что даже в таком контексте текст должен иметь хотя бы минимальную осмысленность. В данном случае, от трека к треку, наблюдается нечто вроде репрезента. Тем не менее, это не умаляет других положительных аспектов, за что он и получил общий балл – 9.
Всё это сопровождается потрясающей структурой и ритмикой.
«SILK ROAD FREESTYLE» – это тот трек, в котором Сид успешно обошёл одну из ключевых проблем треп-металла: крайнее однообразие. Здесь всё построено вокруг смены бита в середине трека, что заставляет исполнителя перестраивать флоу и общий вайб. В сочетании с качовыми раскладками, балл по самому «проблемному» критерию получился весьма вкусным:
«Структура и ритмика» – 9.5/10.
Полбалла снял за, как мне показалось, некоторые просадки по динамике. Тем не менее, «Силкроад» наглядно демонстрирует, как грамотно сочетать агрессию треп-металла с «реперским» речитативом.
«Реализация стиля» – 10/10.
Это идеальный пример того, как нужно смешивать рэп с более агрессивными жанрами. В рамках трека Сид нашёл тот самый «баланс», при котором не теряется динамика флоу, и добавляется «грязь», характерная для подобной музыки.
«Индивидуальность и харизма» – 10/10.
Очевидная десятка. Никто не сомневается, что Сид (как персонаж) является результатом долгой работы над своим стилем. К его харизме и индивидуальности нет вопросов – он не заимствовал свой стиль у других, а шёл к нему годами.
«Атмосфера и вайб» – 5/5.
Это один из немногих треков, который заслуживает «чистую» пятёрку за вайб. Причин этому несколько: во-первых, в треке отсутствует просадка по динамике, свойственная некоторым другим работам альбома. Во-вторых, действительно качающие «раскладки» стали отличительной чертой данного трека.
«Трендовость и актуальность» – 3/5.
В отличие от предыдущего критерия, чистая «тройка» является стандартом для всего альбома.
За исключением одной работы (о которой я упомяну позже), все треки имеют именно такой балл. Причина очевидна: треп-металл (особенно в сочетании с рэпом) не является нишевым жанром, как, например, дрон-эмбиент или пост-рок, чтобы получить оценку в 1 или 2.
Существует множество исполнителей, работающих в этом жанре (или на его стыке), которые спокойно собирают миллионы прослушиваний.
Первый спорный трек – «DROPDEAD».
Возможно, он сильно выбивается из общего вайба и концепции альбома, или же мне просто не понравилась реализация вокальных распевок. В любом случае, этот трек получил от меня одни из самых низких оценок на альбоме.
«Рифмы и образы» – 9/10.
Здесь нет ничего, что бы выделяло этот трек среди остальных. Всё, что можно сказать о предыдущем треке, применимо и к этому. Раскладки и флоу – одна из самых стильных частей альбома.
«Структура и ритмика» – 8.5/10;
«Реализация стиля» – 8.5/10.
Обе оценки снижаются из-за взаимосвязанных проблем. Ритмически это не самый слабый трек на альбоме, но главная претензия касается распевок, которые, на мой взгляд, не до конца уместны в рамках общей концепции. Припевов много, и именно в них эта проблема проявляется наиболее ярко, что приводит к довольно однообразной структуре. Я полагаю, что дело не только в самих распевках, но и в их реализации, поэтому балл снижен и в соответствующем критерии.
«Индивидуальность и харизма» – 10/10.
Здесь, собственно, и говорить нечего. Сид остаётся Сидом, и к его индивидуальности по альбому нет никаких вопросов. Его стиль крайне узнаваем, независимо от того, что он делает в рамках своего проекта.
«Атмосфера и вайб» – 3.5/5.
Здесь ещё один минус, который возник из-за уже упомянутой проблемы с распевками. Их спорная реализация негативно сказалась на общем вайбе трека. Кач здесь ощущается не так ярко, как в других работах альбома, что и отразилось на оценке.
«Трендовость и актуальность» – 3.5/5.
Если в остальных моментах произошёл массовый спад, то здесь наблюдается обратная ситуация. Мне кажется, что эта работа будет чуть более понятна «массовому» слушателю, чем многие другие треки на альбоме.
Ещё одна проблема альбома – «TOXIC GAME BOY».
Этот трек набрал столько же баллов (в сумме), сколько и предыдущий, но в отличие от «DROPDEAD», который выделялся в худшую сторону своими неудачными экспериментами, здесь ситуация совершенно иная.
«Структура и ритмика» – 7.5/10.
«Реализация стиля» – 9/10.
«TOXIC GAME BOY» – это, пожалуй, самый яркий пример того, как Сиду не всегда удаётся преодолевать основную проблему жанра. Несмотря на то, что его общий стиль положительно сказывается на треке, некоторая однообразность флоу и значительная доля однотипного «припева» в общей продолжительности трека сделали своё дело. Если с реализацией всё в целом в порядке и трек работает в положенных ему рамках, то структурно он оставляет желать лучшего.
«Рифмы и образы» – 8.5/10.
Учитывая, что средний балл по альбому – 9, здесь оценка снизилась из-за общего хронометража трека. Поскольку почти половину его составляет «припев», действительно интересным лирическим ходам осталось не так много места, как хотелось бы.
«Индивидуальность и харизма» – 10/10.
«Атмосфера и вайб» – 4/5.
«Трендовость и актуальность» – 3/5.
Объединю все эти критерии в одном абзаце, так как трек не выделяется чем-то специфическим. Как обычно, он очень индивидуален и в целом создаёт положительное впечатление, особенно при первом прослушивании. Оценка за трендовость – «классическая» для альбома.
В общем и целом, итог таков: альбом действительно производит мощное впечатление при первом прослушивании. Множество треков, таких как «SILK ROAD FREESTYLE», «BIGFOOT», «GRIND» и «INDEPENDENT», выполнены невероятно стильно, и работа над ними была колоссальной (хотя последний мне понравился чуть меньше остальных).
Однако при более детальном разборе и добавлении в плейлист возникают моменты, которые, как бы ни хотелось, не позволяют поставить максимальные оценки по некоторым критериям. Я уже подробно описал, в чём причина.
Общие оценки по альбому следующие:
«Рифмы и образы» – 9/10.
Здесь я снизил балл из-за своей личной придирки, о которой упоминал ранее. Не хватает большей осмысленности в лирике, несмотря на специфику жанра.
«Структура и ритмика» – 8/10.
Для такого альбома это низкая оценка, и я уже объяснил, почему. Неясные «эксперименты» и общая однообразность существенно влияют на оценку при повторном прослушивании.
«Реализация стиля» – 10/10.
«Индивидуальность и харизма» – 10/10.
Вернее будет сказать, что в «Реализации» средний балл – 9.5, но дробных оценок нет, и занижать не хотелось. Поэтому…
Бешеная энергетика на протяжении всего альбома и невероятно мощные треки с охренительной харизмой обеспечили высокие оценки. Сид – это машина, стиль которой узнаваем с первых секунд прослушивания.
«Атмосфера и вайб» – 4/5.
«Трендовость и актуальность» – 3/5.
Я уже упоминал, почему оценки такие. Добавлю только, что некоторые треки (особенно заметно в «S.O.S» и «TOXIC GAME BOY») иногда начинают «поддушивать» в определённый момент прослушивания, что определённо влияет на общий вайб.
Оценку за трендовость я также обосновывал выше. Рэп в сочетании с треп-металлом явно не настолько специфичен, чтобы ставить тренд ниже 3, а учитывая общую популярность рэпа как жанра и некоторые поблажки слушателю в виде «DROPDEAD», балл вполне заслуженный.
13.10.2024