От восточного солнца к северному холоду
Что такое эстетика Сени Салуки? Почему с каждым новым релизом обсуждение неизбежно смещается с конкретных треков к общей эстетике артиста?
В прошлом году, разбирая долгожданный сингл «VENTONYL», я критиковал выбор гостя для фитa — Toxi$. На мой взгляд, он не вписывался в ту самую "эстетику" Салуки. Однако сейчас я задаюсь вопросом: а что вообще представляет собой эта эстетика?
Это его уникальный флоу и манера исполнения? Или, может, дело в битах, продакшне и саунддизайне? Или же в способности передавать настроение и создавать ощущение живости? По сути, это синергия всех этих элементов. Когда они складываются вместе, возникает уникальная айдентика и утончённая музыка — это и есть для меня эстетика Салуки.
Вспоминая «WILD EA$T», видно, что каждый гость там был инструментом в руках Салуки, помогающим раскрыть его историю. Никто не выбивался из общей картины — напротив, все дополняли друг друга. Как части пазла, которые вместе формируют целостный «WILD EA$T».
Салуки удалось то, что многим продюсерам в их альбомах остаётся недостижимым: сделать так, чтобы приглашённые артисты гармонично "легли" под его биты и работали в единой стилистике. Нет треков, которые выбиваются из общего настроения или ломают атмосферу. Всё звучит цельно и продуманно, подчёркивая ту самую эстетику, о которой хочется говорить снова и снова.
Ещё одна из причин, почему мне нравится творчество Сени, — каждый его лонгплей воспринимается как фильм с трёхактовой структурой. Атмосферу усиливают различные скиты, перебивки, интерлюдии и вторые интро. Эти элементы отлично подчёркивают переходы между актами. Даже если не обращать внимания на такие детали, смена настроения в музыке ощущается очень чётко.
Салуки любит играть с подобными приёмами. Если продолжить аналогию с фильмами, его альбомы напоминают артхаусное кино: в них есть яркая концепция, но подача настолько нестандартна, что уловить идею с первого раза бывает сложно. Именно это побуждает возвращаться к его музыке снова и снова.
Что касается тематики, она всегда о жизни: как жить, не зацикливаясь на будущем, как любить жизнь, несмотря на трудности. Например, мой любимый альбом Салуки — «Властелин калек». С одной стороны, он звучит мрачно и трэпово, но его идея гораздо глубже. Салуки показывает, что мы все далеки от идеала. Какими бы совершенными мы ни старались казаться, внутри у каждого есть проблемы, грехи, травмы и трагедии. Проще говоря, мы все "калеки". Но, несмотря на это, важно продолжать двигаться вперёд, жить и радоваться.
Разобравшись в эстетике Салуки и феномене его популярности, перейдем к обсуждению нового альбома: что получилось, а что — не совсем.
По словам самого Арсения, альбом должен был стать важным шагом для русской музыки и войти в историю как легендарный релиз. Однако заявления артистов нередко бывают преувеличенными, и ожидания перед выходом альбома были скорее сдержанными. Второго «WILD EA$T» по масштабу глупо было ждать, но и повторения «BEACH ROCK HOTEL» хотелось избежать.
Результат получился неоднозначным. В интернете мнения разделились: одни восхищались пластинкой, другие критиковали, сравнивая её с предыдущими работами и указывая, что уровень «WILD EA$T» так и не был достигнут.
На мой взгляд, несколько элементов не сработали в рамках эстетики Салуки:
1. Фиты. Их куплеты получились слишком дефолтными и лишенными яркой индивидуальности. Это не та работа с фитами, которая была на «WILD EA$T». Однако их присутствие органично вписывается в общую атмосферу альбома, даже Big Baby Tape.
2. Целостность. Альбом позиционируется как большой и концептуальный релиз, но этого ощущения нет. Не хватает скитов, интерлюдий и других элементов, которые могли бы связать треки в единую большую историю.
3. Исполнение. Уникальность подачи Сени остается, но удивить на этот раз ему не удалось. Более того, иногда его флоу ломает вайб треков, которые могли бы стать настоящими бэнгерами. Например "MANSION MUSIK".
4. Глубина. В своих прошлых альбомах Салуки умел простым языком говорить о жизни, передавая её контрасты (Падение и радость) и рассказывая, как он сам говорил, "про всё вокруг нас". Однако на этом альбоме кажется, что эта глубина уступила место "пацанским темам", которые звучат слишком прямолинейно и лишены многослойности.
Салуки остаётся выдающимся музыкантом, и с точки зрения звука альбом выполнен на высочайшем уровне. Но вот тексты и заложенные в них идеи в «BOLSHIE KURTKI» выглядят посредственно. Даже после нескольких прослушиваний я так и не смог понять, что кроется за повторяющимся образом "больших курток". В чём их концепт? Разные песни — разные куртки? Или это какой-то символ? Эти вопросы остаются без ответа, а сам повтор кажется скорее механическим приёмом, чем частью глубокой идеи и концепта.
Кроме того, частые репрезентативные заявления, вроде того, что он "всех разнёс своим альбомом" или "разрушает биты", звучат скучно и шаблонно. Это стандартный набор для любого рэпера, но от Салуки, который раньше умел удивлять, хотелось бы видеть темы и тексты, раскрывающие всё то самое "вокруг нас".
Эта проблема особенно ярко проявляется на фоне великолепного продакшна. Как я писал в своей рецензии на альбом Форэна, там музыка и звук не соответствовали уровню артиста и его амбиций. В случае с «BOLSHIE KURTKI» ситуация противоположная: уровень звука и саунддизайна катастрофически превосходит тексты.
Этот дисбаланс делает альбом сложным для восприятия. Музыка в «BOLSHIE KURTKI» поражает деталями, атмосферой и исполнением, но тексты раз за разом сбивают этот вайб своей прямолинейностью и банальностью. От артиста уровня Салуки хочется большего: более глубоких, продуманных и сложных и житейских историй, которые могли бы дополнить мощный музыкальный фон.
Зато неизменно высокое качество сохранил звук. Саунддизайн и продакшн находятся на каком-то недостижимом уровне: великолепная работа с семплами, мастером и эффектами. Без этой музыкальной составляющей общее впечатление от альбома было бы заметно хуже, и релиз можно было бы назвать шагом назад или топтанием на месте.
И напоследок стоит рассмотреть обвинения в "байте", которые часто звучат в адрес «BOLSHIE KURTKI». Байт подразумевает копирование "один в один" без добавления чего-то нового. Если исходить из этого определения, упрёки в сторону Салуки выглядят не совсем оправданными.
Влияние Дон Толивера и артистов Cactus Jack на музыку Салуки очевидно. Сеня восхищался «UTOPIA» Трэвиса Скотта и вдохновлялся Канье Уэстом. Это заметно в мелодии и аутро первого трека «BOLSHIE KURTKI», напоминающих "KRYPTONITE" Толивера, и в припеве "MOTOR CLUB", ритмически схожем с "TORE UP". В "RADIO CITY GIRLS" структура и мелодия перекликаются с "No Idea" Толивера, а в "BOY$ 2" прослеживаются приёмы Канье и семпл из его "Wolves". "FUEL!" звучит словно из совместного релиза Канье и Ty Dolla $ign — "KING".
Эти параллели понятны, но важно помнить, что Салуки — наслышанный музыкант с широким кругозором. Его плейлист включает не только Толивера, Скотта и Канье, но и Ламара, Янг Лина, Danger Incorporated, Saya Gray, Lapalux, Findlay и других. Эта насмотренность позволяет ему переосмысливать вдохновляющие элементы и добавлять в них частичку себя.
Альбомы Салуки — «WILD EA$T», «BEACH ROCK HOTEL» и «BOLSHIE KURTKI» — не копии чужих идей, а их интерпретация через призму его стиля. Он берёт знакомые мотивы и превращает их во что-то новое, делая своё творчество уникальным.
«BOLSHIE KURTKI» это не "ещё один Wild East, только хуже", но и точно не просто тень культового альбома. Для меня это завершающий аккорд эпохи «WILD EA$T» и одновременно другая сторона «BEACH ROCK HOTEL».
«BEACH ROCK HOTEL» ассоциировался с лёгкостью, теплом и летним настроением — чем-то, что можно связать с первой половиной «WILD EA$T». В то же время «BOLSHIE KURTKI» выглядят как противоположность: мрачность, холодные оттенки и атмосфера, характерная для второй половины «WILD EA$T», где доминируют более тёмные треки. Если продолжать аналогии, то это скорее "северный Wild East" или даже "северо-восточный Wild East" с более понятными, но холодными песнями.
Альбом получился хорошим, и не всегда нужно стремиться создавать шедевры уровня «WILD EA$T» — иногда важны и такие работы. Однако одно можно сказать точно: к «WILD EA$T» я буду возвращаться и переслушивать его гораздо чаще, чем «BOLSHIE KURTKI».
В прошлом году, разбирая долгожданный сингл «VENTONYL», я критиковал выбор гостя для фитa — Toxi$. На мой взгляд, он не вписывался в ту самую "эстетику" Салуки. Однако сейчас я задаюсь вопросом: а что вообще представляет собой эта эстетика?
Это его уникальный флоу и манера исполнения? Или, может, дело в битах, продакшне и саунддизайне? Или же в способности передавать настроение и создавать ощущение живости? По сути, это синергия всех этих элементов. Когда они складываются вместе, возникает уникальная айдентика и утончённая музыка — это и есть для меня эстетика Салуки.
Вспоминая «WILD EA$T», видно, что каждый гость там был инструментом в руках Салуки, помогающим раскрыть его историю. Никто не выбивался из общей картины — напротив, все дополняли друг друга. Как части пазла, которые вместе формируют целостный «WILD EA$T».
Салуки удалось то, что многим продюсерам в их альбомах остаётся недостижимым: сделать так, чтобы приглашённые артисты гармонично "легли" под его биты и работали в единой стилистике. Нет треков, которые выбиваются из общего настроения или ломают атмосферу. Всё звучит цельно и продуманно, подчёркивая ту самую эстетику, о которой хочется говорить снова и снова.
Ещё одна из причин, почему мне нравится творчество Сени, — каждый его лонгплей воспринимается как фильм с трёхактовой структурой. Атмосферу усиливают различные скиты, перебивки, интерлюдии и вторые интро. Эти элементы отлично подчёркивают переходы между актами. Даже если не обращать внимания на такие детали, смена настроения в музыке ощущается очень чётко.
Салуки любит играть с подобными приёмами. Если продолжить аналогию с фильмами, его альбомы напоминают артхаусное кино: в них есть яркая концепция, но подача настолько нестандартна, что уловить идею с первого раза бывает сложно. Именно это побуждает возвращаться к его музыке снова и снова.
Что касается тематики, она всегда о жизни: как жить, не зацикливаясь на будущем, как любить жизнь, несмотря на трудности. Например, мой любимый альбом Салуки — «Властелин калек». С одной стороны, он звучит мрачно и трэпово, но его идея гораздо глубже. Салуки показывает, что мы все далеки от идеала. Какими бы совершенными мы ни старались казаться, внутри у каждого есть проблемы, грехи, травмы и трагедии. Проще говоря, мы все "калеки". Но, несмотря на это, важно продолжать двигаться вперёд, жить и радоваться.
Разобравшись в эстетике Салуки и феномене его популярности, перейдем к обсуждению нового альбома: что получилось, а что — не совсем.
По словам самого Арсения, альбом должен был стать важным шагом для русской музыки и войти в историю как легендарный релиз. Однако заявления артистов нередко бывают преувеличенными, и ожидания перед выходом альбома были скорее сдержанными. Второго «WILD EA$T» по масштабу глупо было ждать, но и повторения «BEACH ROCK HOTEL» хотелось избежать.
Результат получился неоднозначным. В интернете мнения разделились: одни восхищались пластинкой, другие критиковали, сравнивая её с предыдущими работами и указывая, что уровень «WILD EA$T» так и не был достигнут.
На мой взгляд, несколько элементов не сработали в рамках эстетики Салуки:
1. Фиты. Их куплеты получились слишком дефолтными и лишенными яркой индивидуальности. Это не та работа с фитами, которая была на «WILD EA$T». Однако их присутствие органично вписывается в общую атмосферу альбома, даже Big Baby Tape.
2. Целостность. Альбом позиционируется как большой и концептуальный релиз, но этого ощущения нет. Не хватает скитов, интерлюдий и других элементов, которые могли бы связать треки в единую большую историю.
3. Исполнение. Уникальность подачи Сени остается, но удивить на этот раз ему не удалось. Более того, иногда его флоу ломает вайб треков, которые могли бы стать настоящими бэнгерами. Например "MANSION MUSIK".
4. Глубина. В своих прошлых альбомах Салуки умел простым языком говорить о жизни, передавая её контрасты (Падение и радость) и рассказывая, как он сам говорил, "про всё вокруг нас". Однако на этом альбоме кажется, что эта глубина уступила место "пацанским темам", которые звучат слишком прямолинейно и лишены многослойности.
Салуки остаётся выдающимся музыкантом, и с точки зрения звука альбом выполнен на высочайшем уровне. Но вот тексты и заложенные в них идеи в «BOLSHIE KURTKI» выглядят посредственно. Даже после нескольких прослушиваний я так и не смог понять, что кроется за повторяющимся образом "больших курток". В чём их концепт? Разные песни — разные куртки? Или это какой-то символ? Эти вопросы остаются без ответа, а сам повтор кажется скорее механическим приёмом, чем частью глубокой идеи и концепта.
Кроме того, частые репрезентативные заявления, вроде того, что он "всех разнёс своим альбомом" или "разрушает биты", звучат скучно и шаблонно. Это стандартный набор для любого рэпера, но от Салуки, который раньше умел удивлять, хотелось бы видеть темы и тексты, раскрывающие всё то самое "вокруг нас".
Эта проблема особенно ярко проявляется на фоне великолепного продакшна. Как я писал в своей рецензии на альбом Форэна, там музыка и звук не соответствовали уровню артиста и его амбиций. В случае с «BOLSHIE KURTKI» ситуация противоположная: уровень звука и саунддизайна катастрофически превосходит тексты.
Этот дисбаланс делает альбом сложным для восприятия. Музыка в «BOLSHIE KURTKI» поражает деталями, атмосферой и исполнением, но тексты раз за разом сбивают этот вайб своей прямолинейностью и банальностью. От артиста уровня Салуки хочется большего: более глубоких, продуманных и сложных и житейских историй, которые могли бы дополнить мощный музыкальный фон.
Зато неизменно высокое качество сохранил звук. Саунддизайн и продакшн находятся на каком-то недостижимом уровне: великолепная работа с семплами, мастером и эффектами. Без этой музыкальной составляющей общее впечатление от альбома было бы заметно хуже, и релиз можно было бы назвать шагом назад или топтанием на месте.
И напоследок стоит рассмотреть обвинения в "байте", которые часто звучат в адрес «BOLSHIE KURTKI». Байт подразумевает копирование "один в один" без добавления чего-то нового. Если исходить из этого определения, упрёки в сторону Салуки выглядят не совсем оправданными.
Влияние Дон Толивера и артистов Cactus Jack на музыку Салуки очевидно. Сеня восхищался «UTOPIA» Трэвиса Скотта и вдохновлялся Канье Уэстом. Это заметно в мелодии и аутро первого трека «BOLSHIE KURTKI», напоминающих "KRYPTONITE" Толивера, и в припеве "MOTOR CLUB", ритмически схожем с "TORE UP". В "RADIO CITY GIRLS" структура и мелодия перекликаются с "No Idea" Толивера, а в "BOY$ 2" прослеживаются приёмы Канье и семпл из его "Wolves". "FUEL!" звучит словно из совместного релиза Канье и Ty Dolla $ign — "KING".
Эти параллели понятны, но важно помнить, что Салуки — наслышанный музыкант с широким кругозором. Его плейлист включает не только Толивера, Скотта и Канье, но и Ламара, Янг Лина, Danger Incorporated, Saya Gray, Lapalux, Findlay и других. Эта насмотренность позволяет ему переосмысливать вдохновляющие элементы и добавлять в них частичку себя.
Альбомы Салуки — «WILD EA$T», «BEACH ROCK HOTEL» и «BOLSHIE KURTKI» — не копии чужих идей, а их интерпретация через призму его стиля. Он берёт знакомые мотивы и превращает их во что-то новое, делая своё творчество уникальным.
«BOLSHIE KURTKI» это не "ещё один Wild East, только хуже", но и точно не просто тень культового альбома. Для меня это завершающий аккорд эпохи «WILD EA$T» и одновременно другая сторона «BEACH ROCK HOTEL».
«BEACH ROCK HOTEL» ассоциировался с лёгкостью, теплом и летним настроением — чем-то, что можно связать с первой половиной «WILD EA$T». В то же время «BOLSHIE KURTKI» выглядят как противоположность: мрачность, холодные оттенки и атмосфера, характерная для второй половины «WILD EA$T», где доминируют более тёмные треки. Если продолжать аналогии, то это скорее "северный Wild East" или даже "северо-восточный Wild East" с более понятными, но холодными песнями.
Альбом получился хорошим, и не всегда нужно стремиться создавать шедевры уровня «WILD EA$T» — иногда важны и такие работы. Однако одно можно сказать точно: к «WILD EA$T» я буду возвращаться и переслушивать его гораздо чаще, чем «BOLSHIE KURTKI».
30.11.2024