BOLSHIE KURTKI
Источник фото: соц. сети SALUKI
Альбом
BOLSHIE KURTKI
2024
88
81
81
Номинации
88
9
10
10
10
10
Игра пройдена
Задача, мягко говоря, стояла непростая: сделать большой альбом после “WILD EA$T”. После не то что альбома года на ру-сцене, а альбома, аналогов которого по силе музыкальной мысли, кладущей болт на все существующие рэп-каноны, в целом ещё не существовало на свете. 

Можно ли вообще сделать что-то, что сможет тягаться с WE? Да. Но оно должно сильно отличаться. Это не должен быть WE2. Должно быть что-то Иное. Как ни крути, но людям будет хотеться сравнивать “BOLSHIE KURTKI” с “WILD EA$T”: с его конструкцией, 25-ю треками, интерлюдиями, серой обложкой… Просто потому что нам это уже нравится и мы привыкли к этому.

Арсений, в свою очередь, помог слушателям максимально абстрагироваться от этого альбома (что достаточно сложно для нас). Во-первых, выпуском такого же Иного альбома “BEACH ROCK HOTEL”, обозначив его музыкой для себя и отпуском от рэпа, который на самом деле может спокойно тягаться за альбом года. Просто наличие такого беззаботного альбома прямо между двумя гигантами смягчает удар удержания планки следующим альбомом. Во-вторых, всей промо-кампанией к Большим Курткам.

По стильнейшему тизеру сформировалось понимание, что альбом будет наполнен жёсткой и агрессивной музыкой с акцентом на рэп, чего мне, пожалуй, больше всего и хотелось услышать (уж слишком “BOLOTO”, “1000 RAD” и прочее в душу запало).



Я ПОЛУЧИЛ, ЧТО ХОТЕЛ.

BOLSHIE KURTKI - самый рэперский альбом Арсения с кучей музыкальных экспериментов и неординарных решений в звуке. ЖЫЫрный и качёвый альбом, погружающий в атмосферу холодного и серого сезона, полного укутанностью вещами, но не от уюта. Повторяющиеся трек за треком “большие куртки”, “северный сезон” и “радио сити” ещё больше погружают в релиз.

За что я люблю Салуки, так это за отсутствие тривиальных конструкций на битах. Это не тот исполнитель который тайпово зачитает на тайп бит, а реализует сложную музыку с какими-то извилинами, инородными вкраплениями и в хорошем смысле выпендрёжами. Манера исполнения Салуки очень многогранная и разноплановая даже в рамках одной строки, что звучит очень живо. Как бы хорошо ни справились Тейп и Жоас в рамках того, что от них ожидаю, но когда “на бит залетает Салуки, то биту п**дец” и мне становится неловко за пацанов, которые вроде и нормально исполнили, но как они обычно звучат на фоне Сени… Я думаю, в данном аспекте Салуки, как и Буда, нащупал бесконечный потенциал игры со своим голосом. Единственное - их игры голосом разные и пока не могу понять в чём. Возможно у Гриши больше акцента на живое исполнение, а у Салуки на звуковую обработку. В любом случае Салуки крайне индивидуален в своей разноплановости на этом альбоме: высокие и низкие питчи на “FUEL!”, скримы на “99% RADIOFICATION”, следующая ступень блЕющего голоса на “SOYUZ TEST”. Если послушать предыдущие релизы, то рост качества слышен по нарастающей. Салуки развивается. Куртки звучат свежее.

ТЕКСТ
Он тут не праймовый. Периодически проскакивают достаточно вбросовые вещи и странные рифмы (вернее их отсутствие), будто Сене было банально лень что-то придумывать, например:



1%
“Мне нравится, как ты одета
Но ты знаешь, что делать
Твои каблуки там где-то
И ты знаешь, в чём дело, эй”

Или же строка в припеве Тейпа “Музыка особняка” - в ней нет никакого смысла и звучит кринге. Но это не столь критично, т. к. это лишь малая часть текста. По альбому поднимается немало других тем посерьёзнее: моральные ценности, верность делу, дружба, неважность условий для достижения результата, эротика. А флекс и репрезент также звучат уместно, учитывая высокий уровень погружения и исполнения Сени и сам звук. Плюс, я предлагаю не забывать, что такое музыка для тела. Кто-то пробовал ближе к ночи в наушниках на полной громкости потанцевать в комнате под “DOGS”?)) Скажу, что вещь страшная. Тяжёлый звук в "BOY$ 2" в сочетании со строками “Я не знаю “назад”, знаю только “до конца” отлично подходит для беспощадных тренировок на улице в холод. +52 к энергии. Да и действительно красивых образов достаточно:

ICE AGE
“Смотрю на Северный Ледовитый
А он мне ниче-ничего не говорит в ответ
Наверное, он тоже устал от звука комет” — вау, я в целом никогда об этом не задумывался. Чтоб такое написать, надо погрузиться в релиз, слетать в Исландию (или где он там был?).



BOLSHIE KURTKI
“Пацаны висят на квартирах, чтоб не приходить домой” — во мне очень откликнулось.

Также Салуки всё больше и больше превращает свою музыку в отдельную вселенную, где есть референсы не только на западные работы, но и на самого себя. Всегда приятно услышать в новой вариации уже излюбленные строки и подпевать их, хотя слушаю песню впервые:


RADIOHEAD - ILFORD XP2 SUPER

“Прикинь, я пьяный из аэропорта в аэропорт

Я столько всего смог за этот год” — особенно когда это произносится не самим SALUKI

MANSION MUSIK - WILD EA$T

“Да, я posted on the block, ho
Дикий Восток дышит, новый сезон - всегда старт, ho”


САУНД-ДИЗАЙН И ЗВУК
Вообще альбом очень музыкальный и все изъяны в тексте легко объясняются уровнем запары над звуком. Для меня вообще нетипично услышать у рэпера такие жёсткие эксперименты, как в “99% RADIOFICATION” (здесь конкретно Лимп Бизкитами отдаёт на припеве) и “UNTRUST” (тут же красивейший эффект slicer прямо перед дропом на словах “я знаю всё”). Жирнющие припевы для полного разъ**а в “MOTOR CLUB” и “RADIO CITY GIRLS”, аутрухи в “BOLSHIE KURTKI” и “ICE AGE”… Сложность и многослойность всех фирменных эдлибов, бэквокалов - всё на новом уровне.

УДИВЛЕНИЕ ОТ ФИТОВ
Сеня только радует своим умением собрать всех, кого можно и нельзя, и вписать их в альбом, как надо.
- Больше всех меня удивило присутствие Ти-Феста.
- Френдли Тага я ожидал услышать (трек “Лагерная” будто намекнул об этом).
- О совместке с Тейпом и Арни я узнал ещё летом из тг канала Салуки, что сначала в голове у меня не уложилось: мол, как? Они же вообще из разных лагерей. Затем в августе я был на выступлении в Минске, где Сеня на вопрос из толпы “Что нового скоро выйдет?” ответил “Тречок с Тейпом”. Долго песня пелась, раз сначала трек должен был выйти на “PEEKABOO”, затем просто синглом, а по итогу его уже за уши притянули на Куртки. В любом случае Тейп и Салуки - это два амбассадора битов с жыырным басом, но и делающих абсолютно разную музыку, отчего было любопытно услышать такую совместку.
- Жоас вполне ожидаем, учитывая то, что Сеня к нему с Арни на альбом залетал. Вот тогда это было удивительно.
- Токсис и Федук предельно ожидаемы. Оба появились в фильме BRH, что простым камео явно бы не закончилась.
- A$THMA BOYS и Sabu - как будто бы стартовый комплект альбома.

ЧТО ЛУЧШЕ-ТО ПО ИТОГУ?
Я думаю этот вопрос не нуждается в мгновенных ответах. Зачем на него отвечать сейчас, когда есть два прекрасных альбома. Время что-то да определит. НО, что могу сказать сейчас! Многократно послушав Куртки и недавно идя по серой и холодной улице, я решил включить Дикий Восток. “BROTHA BROTHA” наверное и до половины не сыграл, как я такой: не, сейчас Куртки)

В жизни не планировал таким обзаводиться, но теперь просто зимние куртки для меня - это целый стиль, приобрёвший абсолютно другое значение и ассоциации, а отношение к ним будто поделилось на “до” и “после”. Надеть или увидеть большую куртку на друге - теперь целое событие, сопровождаемое какой-нибудь строчкой в голове. Вот она сила концепта.

А ещё это большая сила делать альбомы на 18 треков, где каждый следующий трек - не скип, а очередная годная работа. Я искренне думаю, что Диким Востоком Салуки не только себе поставил планку, но и показал нашей индустрии как кропотливо нужно создавать альбомы. Иначе я не знаю, как объяснить то, что в 2023 разница между “WILD EA$T” и почти любым другим альбомом в две головы, а в 2024 у меня третья рецензия подряд на 10-балльный альбом. Что происходит? Плюс, я так понимаю по оценкам Флома, Бульвар и Маркул там тоже страшные вещи дропнули…

Говоря о SALUKI, он сделал то, что предстоит сделать Буде после FR3 - удержать планку. Наверное это одна из самых сложных задач в карьера исполнителя, с которой Сеня справился. Зато дальше (мне очень понравилось, как сказал Флом на разборе FR3) нужно быть Канье Уэстом. Мы, как слушатели, по сути реально не знаем, чем нас можно удивить после. Знает только артист. Артист, являющийся большой личностью, открывающей новый звук и задающей тренд своими волевыми решениями.

Добавил 18/18



Концерт в Москве был топ.

Любимые треки.
По мере прослушивания альбома, треков, которые хочется тут упомянуть, всё больше и больше. Поэтому предпочту быть исключительным:
- MOTOR CLUB.

10/10
Спасибо за музыку!
24.12.2024