Когда вспоминаешь о революционных релизах в русском рэпе, то сразу приходят в голову фигуры Скриптонита с "Домом с нормальными явлениями" и ATL с "Марабу". Эти альбомы задали новые стандарты и привнесли в жанр элементы, которые позже сформировали целые музыкальные направления. Иными словами, они стали отправной точкой для качественного изменения.
Чтобы понять, как появился этот альбом, стоит вернуться в 2015 год. Этот год был невероятно важным для жанра — на молодом русском рынке активно развивался трэп-звук. В эфире уже были ранний Фара с "DOLOR", депо с "OTRICALA", ЛСП и тогда ещё совсем молодой Янг Яни. В это время, на фоне бесконечных трендовых репрезентов, трудно было ожидать чего-то действительно уникального. И вот тут появляется ATL.
Предыстория. Сергей Круппов (ATL), родом из Новочебоксарска — города, о котором до 2015 года мало кто знал. В 2005 году, выступив на городском фестивале, он осознал, в каком направлении нужно развиваться. Создав группу Aztecs и выпустив альбом "Сейчас или никогда" в 2009 году, Сергей закладывает основы того стиля, который в будущем полюбится многим. Но по-настоящему я начал следить за Сегой только с выходом альбомов "Кости" и "Центр Циклона". Именно с этих работ началась моя личная любовь к его творчеству. Не буду углубляться в детали старых альбомов — кто заинтересован, может ознакомиться с ними самостоятельно, а я могу лишь их порекомендовать к прослушиванию.
Теперь о главном госте сегодняшней программы. "Марабу" — это альбом, который можно сравнить с путешествием по внутреннему миру обычного, приземленного человека, как мы с вами. Человек борется с собственным эго, зависимостями, искушениями. Трансформация героя переплетается с философскими размышлениями о самопознании и мрачной эстетике рефлексии. В каждом треке — не только музыка, с ней в комплекте идет абстрактная философия, наполненная завораживающими метафорами и образами. Этот альбом не предлагает стандартных смысловых решений и привычных тем — каждый слушатель может увидеть в этих треках что-то своё.
Танцевальная музыка? В блестящую обертку танцевальных битов, которые обычно заставляют бездумно двигаться, ATL заворачивает идеи такой глубины и красоты, что хочется просто замереть на месте, закрыть глаза и воссоздать эти образы в своем сознании. Каждый трек раскрывает лирического героя, его внутренние переживания, путь через повседневность, угар, депрессию, попытки понять себя и найти смысл в жизни. И всё это — в метафорах и образах, которые открываются постепенно, требуя внимания и наличия фантазии у слушателя.
ATL делает всё прекрасное ужасающе и наоборот.
Сергей использует музыку как инструмент для создания гипноза. Контрасты — излюбленный приём ATL, который он применяет повсеместно. Он связывает лучезарные, танцевальные мотивы с темами апокалипсиса, потусторонних сил и внутренней пустоты, любовь с внутренностями человека, ассоциируя их с рудиментом.
"О, человечества дивный закат
Радиация оставит аппетитный загар
Люди несут свои кости в рюкзаках
Вот это гармония, вот это красота!
Земля по шву порвется, как Пангея
Когда симфония огня достигнет апогея
Кончена эпопея, пламя расправит перья
Маленьким угольком во тьме планета тлеет"
Сега создаёт не просто картину, а скорее психоделическое переживание, в котором меня не раз пробирало до слёз, как от крайне интересного кино или книги. Музыкальное развитие и смена настроений — от депрессии и упадка, до обретения смысла жизни и внутренней силы. Разбирать смыслы можно очень долго, но это просто не уместить в одну рецензию. Текст насыщен огромным количеством красивых метафор, часто отсылающих нас к славянской мифологии, древним культурам, природным стихиям, мировым событиям и, конечно, книгам Лавкрафта — всё это формирует внутренний мир Сергея.
Феномен ATL.
Я слушаю Сегу уже более десяти лет, и, к моему удивлению, даже спустя десятилетие звучание многих его треков по-прежнему остаётся свежим, бойким и уникальным, сочетая элементы рэйва, хауса и трип-хопа. Сега обладает одним из самых узнаваемых флоу и почерков на рынке, и, видимо, из-за отсутствия альтернативы его музыка работает вне времени.
Как итог, скажу, что ATL — это любимый рэпер твоих любимых рэперов, он не боится быть нестандартным, никаких интервью, никакого продвижения, только талант, музыка и стихи, и именно это делает его музыку вечной и актуальной. Не только "Марабу", но и "Лимб", "Кривой Эфир", "Fckswg" — все эти альбомы — это отдельные путешествия на чаепитие к демонам ATL. И вот главный вопрос: эти демоны сегодня заставят тебя танцевать или плакать?
18.03.2025