Тяжелый Андер Столичных Окраин // Умышленный ИГНОР трендов или тупиковая ветка развития?
Черная Экономика довольно колоритная и самобытная группа. В моем представлении, один из китов андерграунд движения наравне с Контейнером и Рыночными Отношениями. Субъективно, творчество Магу и Гуляй Рванины мне заходит меньше, чем кооперативы Бразильца и Техника, но, все же, не могу сказать, что абсолютный профан, слушал их популярные работы, фит Рванины на альбоме Бульвара, фит Магу на фите с Лизером и Яниксом, также проблесками прошлый альбом. Во многом на это повлияла смена вектора тренда на пацанский житейский рэп, а также нередкие упоминания их коллектива от других реперов (в частности, Буды). Удалось даже подзалипнуть на ролик ВПИСКИ с ними, проникнуться лором. Могу посоветовать к просмотру выпуск всем тем, кому вкатит этот релиз.
Надо понимать, что ожидать смены звучания и чего-то из ряда вон выходящего просто глупо и неуместно. Поэтому я был заинтересован в том, чтобы первое полноценное прослушивание альбома от Черной Экономики принесло мне понимание всего шарма этого творческого дуэта, их сурового вайба, крепкого флоу и интересных строк. В прицнипе, стандартный набор для классического рэпа нулевых-десятых годов, но с весомым набором всех составляющих.
Вкатываясь к оценке релиза с текста, могу отметить, что я расчитывал на большую концертацию действительно колких и ударных строк. По итогу, часто все скатывалось к банальной прямолинейной "дедовщине", в частности от Магу, либо к околомаканщинским цитатам с волками на турниках в духе "смысл жизни в том, чтобы её достойно прожить". Это имеет право на жизнь, но не в таком объеме. Особенно на контрасте с гостевыми партами Лок-Дога, Брутто и того же Метокса.
Гуляй Рванина показался более красноречивым и разнообразным по тексту, больше цепляющих образов именно у него. Не отрицаю, что роль играет невероятно самобытный тэмбр исполнителя и чисто подсознательно мозг больше цепляет "колыханочки" в его партах. Из интересных строк на альбоме:
- "Нас отменили, но мы увековечены на виниле"
- "Тут изучают смятение душ - тупо товароведы"
- "Мастер спорта по ложам, многократный чемпион как расхлебывать кашу"
Структура и Римтика. Как там говорил Буда? "Я не смог дослушать альбом Черной Экономики!". Чтож, я смог, хоть под конец уже начал пропадать запал. Прекрасно понимаю, что это отточенный стиль, который и подразумевает монотонную читку под грузные биты, но даже мало-мальски подготовленному слушателю было непросто осилить релиз. При написании релиза прокручиваю альбом еще раз и вот уже кажется, что не все так душно, все же пристутствуют небольшие смены флоу. Если бы релиз был чисто сольным на 16 треков, это был бы полнейший кавардак. А так выручает обилие гостей + отмечу редкие (но меткие) ритмические разнообразия и фишечки, по типу интрух и меж или внутри партовых мини-интерлюдий, как в треке с Брази, в куплете Магу. Побольше бы таких штук и духота релиза спала бы полностью.
Из гостей выделю привычного Депо (не с футутроархаики, скорее времен Токсика), также треки с РО и Лок-Догом.
Концепт (?): "ИГНОР" = Игнорирование популярных нынче стилей и новой школы. Максимально притянуто и поверхностно, но будем опираться именно на такую интерпретацию.
Реализация. Сторожилы варятся более 15 лет в таком звуке, вопросов нет, отточенный флоу ощущается за версту. Но никакой звуковой целостности вообще нет. Когда мне пришлось дослушивать часть альбома в зале в деолтных проводных айфоновских наушниках, тк мои основные сели, даже в них я услышал разницу в частоте звука.
Трек с Дубасом - вот он эталон звучания ЧЭ, сочный сведос, если бы такой звук был на всем релизе, ставил бы максимум. Но вы и ах.
Кроме того, при всем уважении к Гуляй Рванине, не понимаю, почему для него норма зажевывать слова? Ну правда, на альбоме я слышал много раз как он запинался в словах и подменял буквы:
- "Разносят наши гоНоса"
- "Пускай со мною те кто вогНавляет рейтинг"
- "Чтобы гНаза открылись"
- "Я этот шар облЯзил"
Я подумал должно быть это "не баг, а фича", но больше походит на систематический сбой. Возможно задушил, но мне резало ухо.
Индивидуальность и харизме артистов на высоте, несмотря на огрехи в реализации.
Может показаться, что индивидуальность Магу ниже чем Рванины, но по факту это не так, опять же, тащит тэмбр. В плане критериев у них идеальный симбиоз и баланс - Магу тащит больше ритмикой и владение стилем, ГР - текстом и харизмой. Если сравнивать, атмосфера Черной Экономики чуть другая, чем у тех же Рыночных, их репертуар все же выделяется. Отмечу более размеренный речетатив и тяжелее инструменталы.
Топ-треков:
1. Поэтам не спится - душевный трек, проникновенно, всегда кайфую от гитары в бите, здесь она как никак пришлась ко двору. Очень атмосферно.
2. Kasting - классная идея описание жизненных невзгод через постоянный "кастинг", пройти который суждено далеко не всем. Классное интро и завараживающий интрусментал.
3. Время уставших - самый крепкий фит, Бразилец отлично залетел с фирменной подачей.
В целом, вайб такого музла стал мне более понятен после прослушивания. Под это в теории можно даже покачаться, но явно не в тачке или в компании. Скорее мне представляется соло-вайб вечерней лесной прогулки или поездке.
Теперь про тот самый вопрос в заголовке. Я поймал себя на мысли, что такие группы как ЧЭ не смогут выпустить альбом в других непривычных стилях, которые не по их канонам. Принимается, но проблема в том, что такая музыка, будем честны, неактуальна и слишком локальна - не вижу реальных возможностей притока свежих сценариев, идей, аудитории (не обязательно "детской"), ведь она слишком специфична.
Однако тупиковый ли это путь? Все же нет, - преданная фан-база, закрепление своего стиля, уважение коллег, оправданный статус легендарной группы для нашей индустрии... но, как по мне, путь, не позволяющий на полностью раскрыть весь творческий потенциал. Ибо в моей системе, артист, отточивший и демонстрирующий идеально один жанр, рано или поздно доведет себя до музкальной стагнации и будет проигрывать тому, в чьем арсенале их по крайней мере несколько, хоть и не на таком уровне. Все просто.
Но возвращаясь непредственно к ЧЭ, этот альбом - классный вариант для погружения в их уникальную субкультуру. Что я ожидал, то в большей степени и получил. Рекомендую всем тем, кто устал от чартовой привычной музыки и не прочь заглянуть в андер ру рэпа.
12.04.2025