Насколько вероятна депрессия, так еще и "великая", у артиста такого калибра?
"Как у успешного подписанта (как тогда казалось) эпохального объединения Букинг Машин, фитующий с Оксимироном, Обладает, Ти-Фестом, могло такое возникнуть?" - подумает не самый дальновидный слушатель.
Это мы полноценно поймем в разы более личном MDGA, а пока перед нами предстает альбом с запоминающейся обложкой и провокационным названием.
Отмечу, что работа эта мне попалась только осенью 21 года, спустя аж 3 года после официального дропа. Ранее мною творчество Маркула расценивалось как что-то нативное, душное, искуственное. Причиной бы назвал банальное узколобие.
Что же пошло не так той осенью? Скорее всего меня зацепило само название проекта и один из треков, но точно помню это был не хиточек а-ля Серпантин или Худший Друг, вероятнее всего Blues.
Каждый хоть раз слышал про, так называемые, стадии принятия неизбежного.
Как раз таки в моем понимании прохождение этих этапов иллюстрируется на релизе. Только Марк предлагает свою вариацию стадий, сохраняя старт/финиш: Отрицание ("Отрицание") и Принятие ("Серпантин")
|Стадия 1. "Отрицание"|
Яркое погружающее интро. Откутывающий холодный бит моментально передает атмосферу тревоги и некой потерянности, которая в том или ином виде пройдет красной нитью по всему альбому.
Повествование берет начало буквально из глубинных недр сознания главного героя в лице самого Марка - молодого преспективного музыканта, который глушит спиртом свои раны.
"Свободу на кон, парень падал всё ниже
Пока новые герои улыбались на афишах"
Эти строчки олицитворяют идею самого релиза, где в угоду трендам выпячивания своего успеха и сокрытия "скелетов" в шкафу, Марк представляет альбом личных откровений, оголяя наболевшее, принимая одиночество, личностный кризис и фальшивость мира за реалии мира.
Но это можно понять лишь под конец пластинки, сейчас же для героя саморазрушение - это единственная форма протеста, а немое противопоставление себя другим уталяет его брезгливость и пороки.
Второя припев словно "разряжает" обстановку и придает эффект перерождения и переосмысления. Возмжно, в этом и была задумка. Именно в этот момент картина мира героя пошатывается и он начинает оценивать все вокруг под другим углом. Стадия полного отрицания постепенно испаряется.
|Стадия 2: Поиск новых смыслов("Компас")|
После осознания многих истин, герой направляется на происки следующих горизонтов и ориентиров. Нельзя точно сказать, что подразумевал Марк под "компасом" в этом случае, но, исходя из реального прообраза, я полагаю, что музыка. Вполне канонично. Думаю, база для многих, что именно музыка оказывается с тобой в радости и печали, в горе и триумфе и она же дает тебе свежие ориентиры, как в творчестве, так и в жизни.
Причем в треке Марк говорит о музыке в контексте компаса не как об отдельной неведанной вещи, а о предмете, который а-ля царит внутри него все это время ("В моём кармане важен лишь компас, сквозь размазанный фокус, я в бреду несу вслепую свой пошарпаный корпус").
"Пускай меня забудут все, но не ты" - думаю, это обращение не к даме сердца, а скорее к слушателям, ведь жизнь конечно, а творчество - нет, поэтому Марк остается в сокральном желании оставить после себя значимое духовное наследство.
Герой сломлен настолько, что "с улыбкой и песней" готов покинуть этот мир, но некий ориентир дает ему сил продолжать поиски своей смелости и внутренних сил.
Минималистичный стиль звука сохраняется и придают атмосферу полубредового брождения в тумане собственных мыслей.
|Стадия 3: Взросление("25")|
Название трека говорит само за себя, туман поисков уходит и Марк смотрит в зеркало, видя перед собой амбициозного целеустремленного молодого человека.
"Мы ещё успеем свои занять места,
Но пока всё просто, нам двадцать пять"
25 - не о сожалениях упощенных лет, а о неизбежности взросления и старения. Тем не менее, артист акцентирует внимание, эти года "пролетят как целая жизнь" и набитие шишек - естесвенный процесс на пути к успеху, для чего и выделяется молодость.
Дойти до этой мысли ему помогает дайти компас из прошлой композиции, о чем он прямо говорит в тексте.
Звучанее трека более "тревожное", чем даже предыдущих - массивный бас с резкими хэтами. Бит словно чуть растянут, что придает ощущения застревания во времени, что актуально для трека.
По структуре выделю "ха-ха" в припеве, которое помимо атмосферы создает нужный для 3-минутного трека контраст.
|Стадия 4: Переосмысление ценностей("Деньги на ветер")|
Приняв "холодный душ" взросления, герой застает себя в странных компаниях меркантильных "собратьев" и осознает бессмысленную траты, подстерегающие его на каждом шагу в "прошлой" жизни.
После "первых шести нулей первого вечера" Марк уже апатичен к таким дивидендам и стремится познать другие ценнейшие ресурсы - время, энергию, истинную любовь. Ведь как никакой другой, денежный ресурс - самый временый и скоротечный из всех.
Музыкально трек звучит более бодро и динамично, чем предыдущие. В битах появляется лёгкий кач, движение вперёд,, будто герой впервые за долгое время пытается встряхнуться и выбраться из стагнации.
Это важное отличие: если предыдущие треки звучали вязко, то «Деньги на ветер» звучит скорее как разгон - момент, когда накопленная злость и разочарование выливаются наружу.
|Стадия 5: Пик апатии("Blues")|
После стадий анализов прошлого Марк морально истощается. Осознать-то он осознал ошибки, а что дальше? Где свет в конце тоннеля? Его, увы, не видно. Все только тускнеет и угасает в его глазах, существование обесценивается.
Музыкально один из самых атмосферных треков - напряженный минорный бит и ритм с эффектом безысходности. Хороший контраст куплетов и припева.
"Я каждый день скрываюсь от панических атак"
Blues хоть и кажется невосполняемым болью, на деле же это апогей, пик дна, лишь прочувствовав который герой сможет оттолкнутся и всплыть.
|Стадия 6: Проблематика взаимоотношений("Без тебя")|
Важной ступенькой Марка для "всплытия" со дна является признание ведомой роли в отношениях с людьми. На этом этапе зияющую пустоту оставляет полное исчезновение близкого человека из жизни.
Вполне возможно та муза была с ним в первичных стадиях, сейчас же после нравственной перестройки она его покинула в угоду своим капризам, что не могло не сказаться на эмоциональном состоянии героя.
Несмотря на откровенность, эта работа мне нравится меньше всех, как по смысловому наполнению он слегка скудноват, так и по музыкальной части никак не зацепил, хотя структурно трек неплох.
|Стадия 7: Самосаботаж("Худший друг")|
Герой смиряется со всем, что было ранее, но теперь он в открутую говорит новой пассии о своем чварвливом и дурном нраве. Цикл, казалось бы, повторяется, но нет, герой тем самым надсмехается над обществом, лицом которого он был не так давно сам.
Реализован трек превосходно, не зря вышел хитом по итогу. Танцевальная мелодия в купе с такой напористой читкой создает эффект вечного спора, страсти и взаимных обид.
|Стадия 8: Развеивание иллюзий("Миражи")|
Устав от меркантильности и лживости, Марк словно поднимается на последний этаж высотки, где он понимает, что выдавал желаемое за действительное за счет помутненного рассудка. Теперь же тучи рассеиваются и он наблюдает свысока реальность и капается в себе, вопрошая кем же он стал в итоге.
Но эти миражи - то, что делает его живым, как и ошибки.
Ровный спокойный трек, как и должно происходить путешествие по иллюзорным катсценам жизни.
|Стадия 9: Принятие("Серпантин")|
Финальной стадией становится пригорок, куда, как оказалось, он успел прилично взойти. Обернувшись, он наблюдает весь проделанный путь - резкие поворты, неожиданные взлеты, сокрышительные падения. Герой больше не бежит от себя или в миражи - он видит что отчаянные поиски и падения стали часть пути. Это не звучит как громогласная победа, он все еще одинок, как бы популярен не был. Это - настоящее принятие вещей.
Трек, несмотря на очередность, предстает как кульминация. По праву сильнейший и любимый трек с альбома, передающий всю палитру негативных и вместе с тем воодушевляющих эмоций.
ИТОГ
Депрессивность и саморефлексия, атмосферность и качество - все это в купе породило великолепный релиз с горьким, но житейским послевкусием.
Спасибо за работу, а также возможность ее отрецензировать, это было в удовольствие, хоть и с нотками моей мета-шизы.
03.07.2025