Контраст в жизни и музыке.
Приветствую друзья. Александр Flomaster предложил мне оставить тут комментарий, и я с радостью согласился. Думаю, для создания контекста я мог бы рассказать предысторию нашей совместной работы над «Контрастом».
Почти четыре года назад нас с TumaniYo познакомил Pastor Napas. На тот момент Саша был в поисках студии и микс-инженера для записи нового альбома. Мы попробовали записать и свести первый трек на чей-то бит – получилось сразу хорошо. Но я предложил поменять музыку на более экспериментальную, поскольку услышал в TumaniYo потенциал артиста, выходящего за рамки классического хип-хопа и очевидных паттернов. Тогда я ещё не был знаком с его творчеством и, кстати, специально не слушал его предыдущий альбом, чтобы избежать повтора в новом релизе. Так началось наше сотрудничество: ежедневные сессии на студии, импровизации, поиски, джемы.
Несмотря на то, что у Саши на руках уже был наработанный материал, мы решили начать с чистого листа – и музыку, и текст создавали заново. В процессе меня невероятно вдохновлял его сочинительский и вокальный талант. В музыкальном плане мне хотелось соответствовать планке, которую он задаёт, тем более, что Саша сам играет на гитаре и активно участвовал в написании инструменталов для альбома.
Основным двигателем нашего творчества стал эксперимент – мы осознанно старались избегать очевидных решений и заурядных форм. В работе мы не ограничивали себя рамками, погружались в состояние потока, а со временем приходило понимание, будет жить зарисовка или отправится в стол.
Нам не хотелось стать заложниками какого-либо жанра, мы искали свой аутентичный и уникальный звук. Детализировали созданную атмосферу и выстраивали композиционные планы.
В подобном режиме мы проработали три года, написав свыше 70 инструменталов и небольших демо. Из этого материала мы отобрали 9 песен, которые потом ещё год дорабатывали и полировали. Аранжировки обрастали россыпью инструментов, а вокальные партии уточнялись бэками, интервалами и многоголосием.
Есть целый ряд законченных композиций, которые не вошли в альбом. Какие-то не выдержали проверку временем, а какие-то, возможно, ещё увидят свет. У некоторых песен я несколько раз переписывал инструментал, а Саша – текст, исправляя, дополняя и детализируя образы. Музыка следовала за вокалом, а вокал за музыкой – это был неделимый процесс рождения творчества в одной комнате.
Далее последовал этап сведения. Несмотря на то, что я отдал музыке большую часть своей жизни, фактически мне пришлось учиться всему заново. Я впервые столкнулся с проектом, где в одной песне более 300 уникальных дорожек. На этом этапе я был вынужден несколько раз пересматривать концепцию и логику рабочего процесса, так как сведение подобного материала протекает далеко за пределами обычных технических решений. Учился нарушать правила доверяя ощущениям. К некоторым песням удалось подобрать ключик только с третьего раза, по пути сменив несколько пар студийных мониторов и глобальный подход к миксу. Сведение и редакция одной песни отнимали более месяца ежедневной работы, без праздников и выходных. Но этот процесс был невероятно важен, поскольку мне хотелось максимально раскрыть потенциал артиста и музыки. Я был так увлечён процессом, что даже Новый год незаметно для себя встретил за работой в студии.
Я считаю, что основным импульсом в музыке является созидание и стремление привнести что-то новое в этот мир. Все звуки, которые вы можете услышать в песнях, уникальны, а композиционные решения развивают художественное повествование. Многие детали звучат лишь однажды и больше не повторяются, а в вокальных партиях вы не найдёте одинаковых припевов. На мой взгляд, подобный подход позволяет дарить новые эмоции при последующем прослушивании, с каждым разом всё больше раскрывая глубину, планы и целостность композиции.
Например, в песне «Помню» звучит хор, всего 5-10 секунд суммарного времени, но на его запись ушло несколько дней. Ударные и перкуссии были записаны на стерео-микрофоны специально для каждого трека или засемплированы с винила через винтажные драм-машины. Десятки классических синтезаторов, сессионных музыкантов, легендарное аналоговое оборудование и микрофоны. Мы даже пробовали делать мастеринг через запись на плёнку. А для песни «Меланхолия» мы долго искали винтажное электропианино Rhodes Mark 1 1970-го года: в идеальном состоянии их почти не осталось. Но даже с таким инструментом подходящий звук мы получили только со второго раза, добавив акустическое пианино, две электрогитары, партию струнных, синты, этнические перкуссии и много чего ещё.
Мы не ограничивали себя ни сроками, ни ожиданиями. Просто делали музыку, которая вызывала мурашки у нас самих. В какой-то момент нам даже пришлось построить студию, чтобы продолжить работу над альбомом. Куда нас завело это путешествие, решать уже вам, а для меня это был невероятный путь становления, после которого открылся творческий диапазон иной размерности. Этот релиз изменил мой взгляд на музыку и на то, к чему я буду стремиться в дальнейшем развитии. Бесценный опыт, полный побед и поражений, самоотдачи и прокрастинации, эйфории и депрессии. Контраст в жизни и музыке.
Я хотел бы поблагодарить всех, кто с вниманием относится к нашему творчеству, и очень рад, что музыка находит своего слушателя, резонирует, пробуждает и вдохновляет. Спасибо Саше TumaniYo и лейблу Hajime за доверие и возможность реализовать очень важный для меня проект.
30.03.2024