Помню, что когда появились первые слухи о том, что Буда готовит третью часть FREERIO, я отнёсся к этому крайне скептически. Я в то время активно гонял тречки с POX VAWЁ, а детройт-звучок и подавно остался для меня где-то в прошлом. Кто ж тогда знал, что FR3 сможет в корне поменять моё представление о детройте в 2024, немыслимо задать планку качества и стать лучшим альбомом Гриши. Первые, как тогда считалось предальбомные, синглы не поменяли моего мнения — «Сделай Мне Приятно Щас» я считаю слабоватым тречком, а «Лазерный» показался мне излишне сложным для восприятия. И вот выходит «Смак». И мои ожидания от альбома резко возрастают.
Тогда ещё не было известно, что все выходящие синглы являются не больше, чем прогревом, и в сам альбом не войдут. Потому я начал переживать, что «Смак» может быть самым сильным треком с альбома, что значительно бы отразилось на общем впечатлении от лонгплея. Что же мы имеем по итогу: во-первых, трек бы отлично вписался в альбом, ведь равнозначных ему по силе песен на пластинке достаточно; во-вторых, я всё равно рад, что эта песня осталась отдельной сингл-работой, ведь есть в ней то, что отличает её от подавляющего большинства композиций с FREERIO 3 — мега-запоминающийся концертный хук.
«Я Макаревич, моё дерьмецо — смак. Эта песня — то, как звучит сваг» — е#@нуто залипательные строки. При всей простоте репрезент-посыла «у меня крутая музыка», та форма, в которую Гриша это завернул, не только звучит уникально, самобытно и слёту запоминается, но и ещё отлично дополняется бешеной синергией Буды с инструменталом. Битмари, ответственные за бит, справились на 10/10. В детройт-музыке не требуется каких-то сложных изощрений, инструментального развития и миллиона дорожек. Но здесь один и тот же мотив в разных партах обыгран настолько по разному, что трек не успевает задушить, даже учитывая увесистый хрон в 3 минуты. Несомненно, в этом заслуга и дичайшей харизмы Гриши, и саунд-дизайна. И даже при том, что один и тот же весьма длинный припев повторяется 3 раза, трек всё равно хочется репитить.
Мелодичность. Гармония с инструменталом. То, чего мне часто не хватает в хип-хоп релизах, за что я больше предпочитаю электронщину или рок. Но здесь — всё на высшем уровне, благодаря высочайшему уровню погружения Гриши. Интруха с мелодичным воем — мелодичные завывания Буды. Мощный дроп в припев — Буда на агресси, сочно выдерживая ямки в инструментале. Возвращается завывающая мелодия — Буда сбавляет в экспрессии и идёт на мягком. Ну и, конечно, эмоциональный пик — дисторшен ямка во втором куплете, которая отлично создаёт контрасты. Шикарные эдлибы, отлично стоящие по панораме и порой обладающие уникальным саунд-дизайном. Это и есть та гармония, беспрецедентно высокое качество структуры и то, что отличает для меня работы Буды от подавляющего большинства хип-хоп артистов.
Оч комплиментарная хрень получается какая-то, но я действительно безумно люблю этот трек, и единственное, за что я могу снизить балл — объективная простота рифмовки. Учитывая залипательность строчек и угарность текста в целом, для меня это ни в коем случае не недостаток («Я свожу этот тречок сам — у меня сд#х звукарь. Я просто курил рядом — он словил пассивный high» до сих пор на смешок каждый раз пробивает). Но мы ж тут душнилы все собрались. Поэтому текст кайф, но всё же надо 9 поставить.
Про Гришину харизму уже давным-давно всё сказано-пересказано, и про его живость и игривость я и сам упоминал в рецензии на FR3, поэтому здесь лишь поделюсь собственными наблюдениями. Буда — один из самых живых по звучанию артистов. При прослушивании его работ у меня всегда складывается ощущение, что вон он, рядом сидит и что-то про жизнь мне рассказывает. Каждая строка звучит безумно живо, и при всём при этом реализация ничуть не проседает. Будто не он работает под биты, а биты под него подстраиваются. Оч люблю эту фишку Буды, а трек «Смак» лишь очередное подтверждение этой фирменной черты.
Я считаю, что если не брать в расчёт треки с альбома, то песня «Смак» — лучшая работа Гриши в 2024 году, которую я до сих пор переслушиваю не реже, чем полюбившиеся с альбома «Бэйбитрон 3» или «Не Охото Рэповать». Это тот самый сингл, который по-настоящему начал подогревать мои ожидания перед альбомом, и это один из самых концертных детройт-треков Буды в принципе. Писал бы я рецензию на момент выхода, закончил бы её словами «ждём альбом». Но сейчас закончу иначе: спасибо за один из самых мощных альбомов в этом году и за то, что продолжаешь повышать планку качества и с каждым новым годом пробиваешь потолок за потолком. Ждём мяса в 2025! Обнял <3
19.12.2024