Долгожданный альбом мощнейшего панчера и матерого игрока. Не так давно проникся творчеством Каспийского Груза, но «ГАДДЭМ» и «ГАДДЭМ 2» от Брутто впервые прозвучали в моих ушах летом ‘23, когда… бегал на улице. Казалось бы, странный выбор, но в тот период уя стал от привычного мелодичного хип-хоп звучания и мне захотелось что-то более агрессивное, звучащее, нетипичное. Утренние пробежки под криминальный сторителлинг до сих пор греют теплыми воспоминаниями, но мне всегда, признаюсь, заходил больше лиричный мягкий Брутто. Такие треки, как «Дождь», «Шадэ» с 1 части, «745» и «Панда» со 2 части являются моими любимыми в его дискографии.
Проблему прошлых альбомов я видел в одном четком аспекте - не было плавного перехода от жестких к лиричным трекам в альбомах. То есть, это либо агрессивного трек сурового Каспийского Брутто, либо мягкий душевный трек. Причем превалировали треки из 1 категории. Из-за этого альбомы звучали не так целостно и полноценно. Вполне возможно, что проблема была в малом количестве треков (7 на первом и 9 на втором), - будь больше композиций, выросла бы вариативность жанров, подтекстов, идей, следовательно этот момент бы сгладился. В остальном же, сомнений не было, что Брутто просто не позволит выпустить себе слабый материал.
В новом альбоме целых 17 треков! И хоть я не получил логическое продолжение раннего материала, хотя ранее сам Тимур заявлял о предстоящем ГАДДЭМ 3, это даже к лучшему.
«Метис» - новая глава в творчестве, по словам Брутто более глубокая и душевная, чем все, что было ранее, и, забегая наперед, так и есть, как минимум проблема с нецелостностью по большей части решилась.
На обложке детальная проработка мелочей. В фокусе на переднем плане прямо-таки милота - счастливая дочка Тимура с телефон в виде пачки денег, отец же сурово выглядывает из окна с автоматом в руке. Трогательный ковер, который отсылает к одному из центральных треков и в целом к одной из глобальных идей релиза.
На мой взгляд, центральная тема альбома - это попытка найти баланс во вселенской дихотомии. Метисы, к коим причисляет себя и Брутто, - это среднее между чернокожим и белокожим. Как он и повествует в одном из треков, он был жертвой рассизма, как в Баку (о чем рассказывал на Вписке), так и в Москве, везде ощущая себя "родным незнакомцем". Многих такое обстоятельство ломает и калечит, но Тимур продолжает находить в себе силы и идти вперед, уживаясь с противоречиями. Поиски баланса между добром и злом, бандитом и романтиком, родителем и ребенком - вот в чем вижу здесь концепт. Особенно четко это проявляется в заглавном треке релиза.
При этом планка текста привычного Брутто, с колкими поддевками, в духе "Молодых реперов надо сразу приучать к лотку", абсурдно-комичными строчками времен Каспийского, "Я как юмор Паши Воли - бородат", криминальными подтекстами "подписка не на Кинопоиск, а о невыезде", ну и пробивающими на эмоции "Рад, что Мама успела увидеть дочку до смерти и побывать на моем концерте". Вся палитра художественных приемов и подтекстов.
Поражает факт, что по словам Тимура, он не прочитал полноценно ни одной книге за жизнь! То есть, все эти строчки впитываются и аккамулируются из кинематографа, интернета и прожитового жизненного опыта. Впечатляет.
Единственным критерием, над которым я прилично размышлял, была структура/ритмика. Дело в том, что трудновато полноценно прослушать этот релиз без остановки, некоторые треки оказались чуть душными, некоторые просто не зашли так сильно. Но с учетом цельной конструкции - интро, не менее мощного и душевного аутро, различных сэмпловых разбавок, отлично справившихся гостей, стилистического разнообразия, - все это создает в конечном итоге не хватавшую на прошлых альбомах синергию. Также +балл за концептуальность.
В реализации, я не могу не отметить, что из 17 треков, 12 спродюсированы / со-спродюсированы непосредственно Тимуром. Это не секрет, ведь еще во времена Каспийского, Брутто частенько подменял Анара в этом амплуа, более того обе части ГАДДЭМ'а созданы и выверенны полностью им же, но это лично в моих глазах повышает и значимость и реализацию на деле, т.к. никто лучше самого артиста не прочувствует свой же бит, что доказано здесь.
Качественные напевки и вокал, интересные решения внутри некоторых композиций, стандартная читка, по которой успели соскучится.
Фиты четко продуманы и вкраплены в альбом. Трек с Ноганно - один из самых агрессивных на альбоме, где оба выдали сильные парты на таком звуке. Еще один фит - олдскульный сайфер, который явно навеет приятные и теплые флешбеки старой аудитории. Он жирно выделяется на фоне остальных треков и разбавляет тяжелую атмосферу лиричных композиций. Словно, ты грузился дома, саморефлекировал, но вот звонок от старого кента, который уже ждет у падика на своей козырной десятке дабы собрать всю старую гвардию и за приятные разговоры о былом и настоящем вырваться из пучины бытовых загонов, плутая по знакомым улочкам.
Индивидуальность и харизма раскрыта полностью. Брутто вправду отошел от собирательного образа ГАДДЭМов, не впав в крайности, но найдя пространство и для привычных уличных треков, и для лирики - про дочь, маму и непростое детство.
Мой топ треков с альбома "Метис":
> "Классная осень"
По началу смутила вставка, показавшись даже неуместной, но как оказалось этот трек один из самых душевных на альбоме и лично мне заходит даже больше всего. Возможно, в этом и есть прелесть этого контраста.
Работа похожа по общей направленности с треком Панда, но инструментал здесь кажется мне более глубоким и проникновенным.
Глубокие размышления о семье, детских воспоминаниях и житейские мысли, которые мало кого оставят равнодушным. В каком-то смысле это ода маме от Тимура.
>"Метис"
Центральный трек, раскрывающий альбом и личность артиста. Этим и выделяется на фоне остальных.
> "Инглиш"
Трек интересно обыгрывает тему изучения английского, что мне, да и наверняка почти каждому, близко, т.к. приходится с ним постоянно взаимодействовать с ним в любой сфере сейчас. Строчка "мои ребята двигались из past simple в perfect future" просто вынос!
Я остался доволен альбомом, атмосферой и посылом, но ввиду некоторых моих личных шерховатостей в восприятии части композиций + сомнений в структуре / ритмике, снизил балл в атмосфере.
Очень жду разбора Флома. Уверен, многие откровения его тронут и дадут почву для размышлений и снятий наушников. Да и слушатели найдут что-то стоящее в этом релизе.
Риса за Метиса!
22.02.2025