Слово «концепт» как нельзя лучше описывает этот проект Димы и LIL SMOOKY, который сделал себе имя во многом за счёт трэп-битов для Яникса, ЛСП и Bumble Beezy, а тут получилась настолько большая работа, которая ещё и была оценена Александром Фломастером по достоинству, но при этом обделена вниманием слушателя в 2021 году.
Говоря о самом альбоме, хочется отметить его красоту в созданной атмосфере за счёт битов и женского вокала Лоры (не путать с Дорой). Здесь также присутствует сторителлинг: в комментариях с разбором Компрессора (на YT-канале РЗТ) хорошую теорию выдвинули касаемо сюжета и в неё вполне можно поверить. Здесь Дима демонстрирует свой прайм абсолютно во всём: текст, флоу и практически идеальное слияние с битами. Стоит высказаться и о гостях альбома (SEVNZ, Boulevard Depo, JEEMBO, Artur Kreem, noa, GONE.Fludd, Basic Boy и Лора) – все они справились со своей работой на отлично. Также нельзя не упомянуть ошеломляющую серию перетекающих друг в друга треков: 1000 – SOLID – Pusto – Тринити – Taki. Последний из пятёрки так и вовсе выстёбывает современное поколение рэперов конца 10-х – начала 20-х. В целом на альбоме можно встретить достаточное количество строчек, которые так или иначе заставляют задуматься о текущем положении российской музыкальной индустрии на момент начала текущего десятилетия. В них же прослеживается позиция самого Дмитрия по отношению к людям, которые пришли в индустрию за быстрым заработком, безо всякого намёка на свою состоятельность как творческой единицы с хоть каким-то желанием выработать свой неповторимый и уникальный стиль и в последствии заявить о себе потенциальному слушателю. Нашлось место на альбоме личным переживаниям и размышлениям о прожитых моментах из жизни самого автора, которые особо заметны в треках «Дом», «Джамал», «Голый», «No Filter», «Pusto», «UTRO 34», отчасти это касается и вышеупомянутого «Taki», поскольку там перемешаны (возможно) эпизоды из юности и насмешки над фрешменами.
Говоря о сравнениях, достаточно привести аналоги с Запада, где можно увидеть столь же мощный тандем из продюсера и исполнителя: Piñata / Bandana от Фредди Гиббса и Мэдлиба; Madvillainy от МФ Дума и всё того же Мэдлиба. Сам Дима является большим поклонником работ Мэдлиба (альбом «Madvillainy»), а также его проекта Quasimoto (альбом «The Unseen»). Такие выводы я сделал благодаря профилю Димы на last.fm, где те два альбома, что я описал ранее, находятся на 2 и 1 местах по количеству прослушиваний соответственно.
Невозможно описать словами, насколько Компрессор важен для меня в восприятии самой музыки в целом. Ведь именно благодаря нему и всему творчеству Димы я и начал осознавать то, что обожаю музыку, а ещё мне нравится разбирать её.
Благодаря Компрессору я познакомился с проектом РЗТ в 2021 году, много раз просматривал разбор релиза и с каждым разом до меня доходило всё больше и больше то, что насколько же это многогранная работа… До сих пор не покидает ощущение того, что «Pusto» – это важнейший трек на релизе. Здесь и сам Смуки поучаствовал в записи вокала на припеве, чему я крайне был удивлён, но больше меня впечатлили те переживания, которые Дима вложил в данную композицию. И вот уже на протяжении трёх лет я испытываю те же эмоции, что и при первых прослушиваниях альбома три года назад. Спасибо Диме за всё это!
В завершение хочется сказать, что это тот альбом, который я не побоюсь назвать недооценённой классикой русского хип-хопа / рэпа. Однозначно лучшая работа 2021 года для меня наравне с QWERTY LANG, который тоже был записан в тандеме (состоящего из Артёма Депо и SP4K / супчика).
08.12.2024