Солнце мёртвых
Источник фото: соц. сети Слава КПСС
Альбом
Солнце мёртвых
81
84
81
АзамамЗолотой уровень
ТОП-55
83
10
9
8
10
10
Увидеть прекрасное в уродливом, альбом-концентрат слова "тоска"
Первое, что приходит многим на ум при обсуждении центральной темы повествования альбома "Солнце мертвых" - смерть. Каждая композиция пропитана духом смерти, преподносит ее с разных сторон, порой невероятно удручающих, порой мерзких и даже комичных. Безусловно, смерть предстает одной из центральных идей релиза, но я бы хотел раскрыть другую составляющую альбома, куда более широкую и всеохватывающую. Центральная тема повествования альбома "Солнце мертвых" - тоска. Красивое русское слово, не переводимое на иностранные языки. Тоска - одна из самых страшных сил, разрушающих человеческий разум. Словно черная дыра она поражает сознание и высасывает любую волю к жизни. Но что если попытаться обуздать столь мощную силу и сделать своим главным оружием? Что если есть возможность разглядеть свет сквозь непроглядную болотную пучину? Я считаю, что русской культуре это удалось, и рецензируемый мною альбом - одно из самых ярких проявлений этого феномена.

Существует небезызвестное видео Скиллза о том, почему русская музыка такая грустная, крайне рекомендую посмотреть тем, кто не видел. Покажет на практических примерах все то, о чем я рассуждаю в этой рецензии. Но я бы хотел пойти дальше простого пораженчества и сетования на безысходность русского человека. Ведь не просто так множество иностранцев вдохновляются русским постпанком и создают из панелек и темных зим уникальную эстетику. Мой главный тезис в том, что через призму уныния и безысходности человек может познать самое светлое и чистое счастье, ибо лишь достигнув дна появляется поверхность, от которой можно оттолкнуться.

Тезисы выше важны в контексте обсуждения "Солнца мертвых", ибо этот релиз - самое точное, красивое и наглядное проявление моей мысли. Музыка и строки, в которые Вячеслав погружает своего слушателя являются чистейшим концентратом слова "тоска". Каждый аспект, каждая составляющая создают описанную атмосферу.

Слегка замедленный неторопливый инструментал, под который так и хочется неспешно бродить по знакомым местам, низменно встречающих взор каждый день. Спускаешься по лестнице подъезда под "Соечку", инстинктивно считая ступеньку за ступенькой, все глубже погружаясь в собственные мысли. Выходишь на заснеженную улицу под "пусть". Или на залитую солнцем улицу под "смерти и вина", или к дождливой автобусной остановке под "мышку норушку", от перемены составляющих суть душевного состояния не меняется. Остается лишь терзающее душу уныние и тоскливый инструментал.

Или вот текста, образцовые примеры это треки "пусть", "опять надо жить" и "волки да вороны". Как говорится, выбирай под настроение. Строки, так или иначе откликающиеся в каждом, заставляющие задуматься то о вечном, то о чем-то личном. Суть, как и с инструменталом, не меняется. Текст трека "волки да вороны" я вообще считаю лучшим в карьере Славы и одним из лучших в нашей музыке в принципе. Ни одного лишнего слога, каждая строчка в точку, злободневно, но тоскливо. Слава не злится и не поносит порядок вещей, он лишь тоскливо принимает неизбежную действительность, пользуясь поэтическом талантом, оборачивая мысли о вечном в текста. Я не согласен с заявлением из трека "мышка норушка" о том, что "все писаки заговаривают в буквах смерть", ибо независимо от того, что ждет человека по ту сторону жизни, увековеченный срез жизни в виде творчества будет откликаться в душах многих, особенно в виде столь точного репрезента сложнейшей тематики "Солнца мертвых".

Третий аспект красоты альбома - та интонация, с какой артист подает слушателю свой релиз. Пусть тоска прямо не упоминается как центральная идея релиза, она все равно пронизывает каждую композицию через откровенно за**авшегося Славу. Именно поэтому оценка за показатель индивидуальность/харизма 10 баллов, на "Солнце мертвых" нет лишних эмоций, артист не рассказывает с упоением маньяка о своей любви к трупам или желанию познать метафизику души через физическую смерть. Он лишь придает тоске оттенки там, где они действительно нужны, но это все еще не смена эмоции.

Итак, разобравшись с аспектами, формирующими настроение альбома, можно перейти к следующей мысли. Почему же тот отпечаток мысли и идеи, что Слава запечатлел на альбоме источает из себя свет. Эта мысль применима и к другим полноформатным релизам артиста, "Чудовище, погубившему мир" и "России 34". Повторю мысль из самого начала, маленький лучик света появляется в глубине мутного болота. Возвращаясь ко всем этим альбомам, слушатель разделяет душевную боль и тоску артиста, он понимает, что моментами жизнь действительно может казаться беспросветной унылой тоской. Но вот, ты делишь всю свою боль с артистом и неосознанно достигаешь дна, хуже уже не будет. И рано или поздно обстоятельства меняются, шрамы заживают, а боль пусть и остается, но не так болезненно пульсирует. И тот самый момент дна кажется чем-то далеким и слегка приятным. Можно уверенно гордиться собой, гордиться тем, что смог подняться с этого непроглядного дна к тому самому лучику света. Именно поэтому в русской тоске заключен свет и прекрасное.

Мне не нравится представление о русской тоске как о чем-то вечном и всепоглощающим. Это то, что сопровождает каждого из нас и порой берет верх, затягивает в себя. Но с каждым разом, с каждым моментом, когда кажется что выхода уже нет, выход находится и тоска отступает. И именно такие моменты должны мотивировать, должны сподвигать к правильным выводам и позитивной рефлексии. Поэтому тоска, пусть и вечна, да по своему прекрасна. Завершающая мысль будет следующей - если прямо сейчас, или когда либо в будущем, вы застанете себя в моменте той самой тоски, которую я описал, примите ее, позвольте себе поплакать и взгрустнуть под любимого исполнителя, запомните этот момент и в будущем вы вспомните о нем с легкой улыбкой :)
10.04.2025