Или почему я считаю, что Слава знаменует культуру нашей эпохи, построенную на переосмыслении накопившегося культурного багажа, цитировании и многократных отсылках. Даже Смешарики в новом сезоне влились в эту тенденцию, не избегая явного высмеивания некоторых мейнстримных сюжетов и прямых отсылок. Встроились в поток, на флагмане гордо реет знамя с перечеркнутой буквой /А, а у руля стоит артист, рассказывающий в этом треке свою историю.
Моя история осознанного знакомства с творчеством Вячеслава началась с разбора Фломастером Горгорода 2. Меня впечатлило то, как эффектно мое представление о Славе как о человеке, способном только высмеивать, но не предлагать другие решения, оказалось брошено на лопатки новым, менее ярлычным восприятием - да, артист конечно высмеивает всё и вся, но ведь и своё он тоже предлагает, причем делает это так органично, так глубоко, что остается лишь призадуматься о возможностях подобного переосмысления. И я довольно долго думал, отставив дальнейшее погружение в творчество этого человека. Пока пару недель назад мне случайно не попался клип на этот трек. И тогда мой скепсис был выброшен за пределы ринга окончательно.
Когда я увидел название, очевидную издевку над Кровостоком, я ожидал чего-то примерно из их оперы. И как я поразился, когда Слава рассказал свою, не вымышленную биографию. Я посмотрел клип дважды, и на второй раз я плакал - давно музыка не вызывала во мне таких эмоций и такой рефлексии.
После этого трека я уже не могу воспринимать Славу как клоуна, токсика, даже постирониста - это скудное, совершенно не раскрывающее глубину артиста описание. Вячеслав научился брать привычные нам вещи и смотреть на них НАСТОЛЬКО с другого ракурса, ТАК расставлять акценты и ТАК уместно возводить на базе чужого стиля своё, совершенно иное творчество и восприятие, что я всерьез задумался - а не есть ли вся наша текущая культура переосмысление предыдущего опыта? Вбирание в культуру лучших идей прошлого, тех, что оседают надолго, зачастую навечно? Мне кажется, что этот артист во многом и занимается подобным осмыслением.
Зачем я пишу этот пост? Наверное, чтобы показать, что музыка может не только создавать настроение, но также способна запускать процесс осмысления объективности бытия и корректности моего восприятия мира вокруг меня. Ведь думать - вроде как полезно для мозга, да? Еще я пишу затем, чтобы выразить огромную благодарность Александру Фломастеру за то, что смог сделать то, с чем не справились мои друзья и чего никогда не стал бы делать я сам - помог уйти от предрассудков и наконец взглянуть на часть культуры, доселе сокрытую пеленой заведомо неприятия. Это удивительно, сколь много сокрыто за барьерами, которые зачастую мы сами себе и сооружаем, и как много можно узнать, просто перешагнув через эту стену. Нужен лишь тот самый волшебный пендель, которым в случае моего восприятия музыкальной культуры становятся видео Фломастера.
Риса артисту, риса Фломастеру!
28.06.2024